Общий вид

Железнодорожный вокзал

Арх. Элиэль Сааринен
Хельсинки,  Вилхонкату, 12 – Раутатиентори – Кайвокату
вокзал – 1904, 1909-1914, административное здание – 1904-1909

Первый вокзал в Гельсингфорсе был построен в 1861 году. С развитием железных дорог, ростом промышленности и торговли значительно вырос пассажиропоток, с которым старое здание перестало справляться. В связи с чем в декабре 1903 года был объявлен конкурс на проект нового здания вокзала и административного корпуса. В состав жюри входили такие известные зодчие, как Себастьян Грипенберг, Густав Нюстрём и Хуго Линдберг.

Онни Тёрнквист. Проект П. 2 премия. Перспектива

Итоги были объявлены в апреле 1904 г.: первую премию получил проект Элиэля Сааринена, вторую – проект Онни Тёрнквиста, две третьих премии поделили Яльмар Оберг и Уско Нюстрём с Алариком Тавашерна.

Проект Сигурда Фростеруса был обойден вниманием жюри, из-за чего он, обидевшись, вместе со своим коллегой Густавом Штренгелем начал компанию против национального романтизма, будто бы за "рационализм". В результате этих нападок, или не связанной с этим эволюцией творчества самого Сааринена окончательный вариант фасадов напоминает гибрид двух конкурсных проектов – Сааринена и Фростеруса. Некоторыми нашими историками архитектуры, например, А.Иконниковым, эта история преподносится как победа грядущего рационализма над отсталым романтизмом. Дескать, делали что-то нелепое бронтозавры от архитектуры, а пришел умный Фростерус – и объяснил всем, что то, что они делают – плохо, и объяснил, как надо.

Но сравним оба проекта непредвзято. Что мы видим? Прежде всего – вокзал Сааринена красивее. Он лучше организован ритмически, в нем нет сбоев масштаба, как у Фростеруса, или слабых форм – таких, например, как совершенно не тектоничное огромное окно с верхом в виде пологой арки (можно подумать, что оно вырезано в картоне). И это не "новые формы", не функционализм, не конструктивизм, не в этом дело – просто этот дом хуже нарисован.

Онни Тёрнквист. Проект "П". 2 премия. Перспектива

Яльмар Оберг. Проект Гельсингфорс. 3 премия. Перспектива
Яльмар Оберг. Проект "Гельсингфорс". 3 премия. Перспектива

Уско Нюстрём и Аларик Тавашерна. Проект Стефенсон. 3 премия. Перспектива
Уско Нюстрём и Аларик Тавашерна. Проект "Стефенсон". 3 премия. Перспектива

Вся композиция у Сааринена крепче, богаче силуэт (Фростерус, видимо, о нем и не задумывался). Еще очень важный момент, утерянный в окончательном варианте – конкурсный проект Сааринена сводил в единое целое вокзал с построенным ранее Национальным театром Онни Тёрнквиста. За счет трех-арочного моста-перехода, вторящего входной аркаде театра, и двух башен, отвечающих однохарактерным башням по углам здания театра, вокзал, административное здание и театр смотрелись как ансамбль. Не то сейчас: административное здание решено в несколько ином ключе, чем вокзал, а уж о театре и говорить нечего – не поддержанный новой архитектурой, он смотрится как случайно попавшая сюда большая игрушка.

Конкурсный проект Элиэля Сааринена 1904 года. Перспектива
Элиэль Сааринен. Проект "Крылатое колесо, венчающее сферу". 1 премия. Перспектива
Конкурсный проект Сигурда Фростеруса 1904 года. Перспектива
Сигурд Фростерус. Проект "Эврика". Перспектива
Окончательный проект. Перспектива перспектива интерьера ресторан (фото нач. ХХ в.) скульптуры у главного входа фрагмент
Окончательный проект. План

После победы в конкурсе Сааринен, не остановившись на достигнутом, продолжил работу над проектом. Летом 1904 года он изучал немецкие вокзалы, посетил Англию и Шотландию. К декабрю 1904 года был готов новый проект. В 1905-1907 гг. Сааринен еще несколько раз выезжает за рубеж, на этот раз с женой Лойей (сестрой Гезеллиуса, кстати), деля время между отдыхом и изучением вокзальных зданий. Окончательный проект был составлен в 1910-м году.

Строительство началось в 1905 году. Административное здание было закончено в 1909-м, вокзал – в 1914-м. Во время войны здание использовалось как русский военный госпиталь. Немного подремонтированное, оно было открыто как вокзал в 1919 году. Строительство обошлось в 7 млн. финских марок.

Современники приняли вокзал "на ура", причем не только в Финляндии, но и в других странах. В здании были применены современные конструкции, в частности, железобетонные своды входного вестибюля и поперечных холлов. Прост и удобен план – заблудиться там невозможно. Насчет фасадов мнения разные. В некоторых местах они напоминают поздний модерн Васильева – Торговые ряды на Литейном и Бассейный кооператив. Оживляют эту в целом суховатую архитектуру фигуры по бокам от главного входа, с фонарями в руках (скульптор Эмиль Викстрём).

Фотографии фасадов и текст – автора; проекты, занявшие 2-3 места – фотографии материалов выставки «Архитектура 1900-х: Стокгольм, Хельсинки, Таллин, Рига, Санкт-Петербург»; план – из книги: Иконников А.В. Новая архитектура Финляндии. – М.: Стройиздат, 1972; фото интерьера и остальные чертежи – из книги: Moorhouse, Jonathan; Carapetian, Michael; Antola-Moorhouse, Leena. Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915. – Helsinki: Otava, 2002.

Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru