общий вид

Дом «Эол»

Арх. Гезеллиус – Линдгрен – Сааринен
Хельсинки,  Луотсикату, 5
1901 – 1903

парадный вход лоджия фрагмент фасада по Луотсикату

Дом продолжает ряд построек Сааринена-Гезеллиуса-Линдгрена периода "высокого" неоромантизма – после "дома врачей" и дома "Олофсборг". Но есть у него по крайней мере две особенности, отличающие его от предшественников.

Во-первых, фасад двуцветен (то есть помимо цвета кровли и каменного цоколя). Низ дома, до верха окна второго этажа, выделен штукатуркой более темного тона. Это немного разбивает массив стен и приближает масштаб здания и к окружению, и к пешеходу, очеловечивает эти суровые формы.

Во-вторых, акцент находится не на углу здания, как это было в предыдущих работах. За акцент можно принять наиболее морфологически напряженное место, ближе к дому №3 по Луотсикату – круглый эркер, примостившийся сбоку от щипца (крайнее фото справа).

Такое спокойное решение угла, скорее, разводящее по сторонам, чем останавливающее взгляд, вызвано, думается, стремлением сохранить равнозначность перекрестка.

план 2 и 3 этажей фрагмент плана района Катаянокка

Дом находится на пересечении улиц в самом центре достаточно однородного по архитектуре жилого района. Было бы странно выделять почему-то именно этот угол.

Вместо того, чтобы кричать, дом поддерживает спокойный, солидный разговор с соседями.

Такой на первый взгляд не бросающийся в глаза, тактичный и вдумчивый подход к окружению – качество Сааринена-градостроителя.

Фотографии и текст автора, план – из книги: Saarinen suomessa; Saarinen in Finland. Gesellius, Lindgren, Saarinen 1896-1907. Saarinen 1907-1923. Suomen rakennustaiteen museo. Helsinki 1984, фрагмент плана района – из книги: Moorhouse, Jonathan; Carapetian, Michael; Antola-Moorhouse, Leena. Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915. – Helsinki: Otava, 2002.
Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru