общий вид. фото 2003 года

Жилой дом

Арх. Онни Тёрнквист (Тарьянне)
Хельсинки,  Хувилакату, 1
1905 – 1906

Что может заставить тридцатидвухлетнего человека поменять фамилию? Даже повальное феннофильство рубежа веков не объясняет того, почему Онни Тёрнквист в 1906 году поменял свою шведскую фамилию на финское Тарьянне. Волна патриотического настроя захватила многих творческих людей, в том числе и шведского происхождения, но только он, вслед за художником Акселем Галленом, пошел на такой решительный шаг. Я думаю, это можно объяснить повышенной эмоциональностью этого человека, его способностью увлекаться, совершать резкие повороты в жизни и творчестве. Иначе чем объяснить такую стремительную творческую эволюцию – от игрушечно-декоративного Национального театра (1899-1902) и нарядного дома на Рауханкату, 1 (1899-1900, совм. с Л.Сонком) – к вычищенному, выскобленному от красот и деталей санаторию Такахарью (1900-1903)?

Этот дом – продолжение нового пути архитектора. Несмотря на явную близость к функционализму, дом всё-таки не так строг, как его предшественник, туберкулёзный санаторий. Жильё вообще более консервативно, и здесь таких привязок к истории и к месту, позволяющих относить эту постройку к национальному романтизму, хватает. Это и высокие щипцы черепичных крыш, и плавный изгиб окрытия эркера, и рваный камень цоколя, и деликатно употреблённые резные детали вместе с окантовкой из "сухариков" по краям щипцов.

общий вид. фото 1900-х годов

Глядя на фотографию, сделанную вскоре после окончания строительства, понимаешь, что время и перестройки сделали больше для упрощения облика дома, чем того желал архитектор. Под эркером в уровне второго этажа заложены два маленьких окна. На другом фасаде вместо двух окон горизонтальных пропорций прорублено одно, однотипное с соседними. Заделана угловая лоджия, которая делала постройку более интересной. В оправдание перестройщика можно сказать, что открытая лоджия – не лучшее решение для широты Хельсинки, к тому же фасады дома открыты морским ветрам: южнее улицы Мерикату, на углу которой стоит дом, только узкая полоска парка, дальше – море.

Текст и цветная фотография – автора, чёрно-белое фото – из книги: Moorhouse, Jonathan; Carapetian, Michael; Antola-Moorhouse, Leena. Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915. – Helsinki: Otava, 2002.
Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru