Церковь Каллио

Арх. Ларс Сонк
Хельсинки,  Итяйнен Папинкату, 2
1912

фрагмент западного фасада западный портал интерьер вид в створе Суонионкату

Каллио – по-фински "скала". Этот район к северу от центра города представляет собой покатый холм размерами где-то километр на километр. В центре, на вершине холма, стоит церковь с высокой башней-колокольней. Эта колокольня доминирует не только над всем районом Каллио – она видна со всех открытых пространств районов Тёёлё и Клууви, и своей вертикалью завершает самую протяженную прямую магистраль в центре города – улицу Силтасааренкату.

Каллио как городской район начал развиваться в конце 19 века. Заселяли его в основном рабочие. В начале 1906 г. Церковный совет Хельсинки объявил конкурс на проект церкви для евангелической лютеранской службы. В задании оговаривалось, что при проектировании авторам следует руководствоваться нуждами и духом времени, что может расходиться с существующей традицией.

план 1906 года

Сонк подал на конкурс два проекта. Один, под девизом "Till Damascus" ("В Дамаск"), не заслужил награды, второй, под девизом "Huss", стал победителем. 2-ю премию получило бюро "фон Эссен, Каллио и Икяляйнен", 3-ю – Густав Нюстрём. Все премированные авторы участвовали во втором туре конкурса, который прошел осенью 1906 года. Победил опять Ларс Сонк со своим проектом, который лег в основу окончательных чертежей 1907 года.

На протяжении этих стадий проект претерпел небольшие изменения: так, завершение колокольни сначала было прямоугольным в плане, потом – в виде сужающегося цилиндра, и в окончательном варианте – снова призма, но меньшей высоты.

Поначалу необычным было размещение кафедры священника – по центральной оси церкви, над хорами и запрестольным образом. Позже оно было заменено на традиционное, слева от алтаря. Смелое проектное решение было принято в соответствии с программой конкурса, разрешающей отклонения от канона.

Cигурд Фростерус сравнивал эту церковь со сфинксом. Действительно, что-то египетское есть в строго симметричной композиции здания, в ее величественных масштабах. Каменная облицовка и медные, позеленевшие кровли еще более усиливают этот "привкус вечности".

Мелодию для колоколов написал Ян Сибелиус.

Текст и фотографии – автора, план – из книги: Moorhouse, Jonathan; Carapetian, Michael; Antola-Moorhouse, Leena. Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915. – Helsinki: Otava, 2002.
Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru