угловая часть

Дом «Каллиопохья»

Техник-строитель Йоханнес Вернер Лехтинен
Хельсинки,  Лиисанкату, 9
1907 – 1909

общий вид  

Буквальный перевод названия дома – «Скальное основание». И стоит он, воистину, крепко, хотя шедевром архитектуры национального романтизма его не назовёшь. Хотя бы потому, что, при общем благоприятном впечатлении от здания, бросается в глаза явное подражание по крайней мере двум известным хельсинкским постройкам – дому Шалина (арх. Уско Нюстрём, 1901-1902) и дому «Олофсборг» (арх Гезеллиус – Линдгрен – Сааринен, 1901-1903). От мастерской «Нюстрём–Петрелиус–Пенттиля», где Лехтинен работал чертежником, дому досталась башня, правда, в несколько упрощенном варианте – без подрезки под кровлей, с унифицированными окнами, а также балконами, в отличие от асимметрично расположенных в оригинале, здесь согнанными один под другой. С дома «Олофсборг» сюда перебежал маленький эркерок, приютившийся сбоку от башни.

Но если заимствование – целиком на совести автора, то упрощения и схематизм можно приписать возросшему влиянию функционализма, характерному для конца 1900-х годов. Влияние времени особенно заметно на северном фасаде здания (фото справа), где пластика – почти конструктивистская.

В биографическом справочнике, прилагающемся к книге «Helsingin Jugendarkkitehtuuri 1895-1915», Йоханнес Лехтинен представлен как rakennus mestari, буквально – «строительный мастер» *. Причем так названы все строители домов, не имеющие архитектурного образования, среди которых были и инженеры, как, например, Элиа Хейкель. Судя по тому, что Лехтинен выполнял в бюро Нюстрёма работу чертежника, он получил именно техническое образование, а не инженерное. Надо сказать, для техника уровень проектирования довольно высок. Что, впрочем, можно сказать о всей архитектуре «второго ряда» в Хельсинки – она весьма приличного качества.

* На выставке «Architecture 1900: Stockholm, Helsinki, Tallinn, Riga, St Petersburg» к одному из проектов было дано примечание : «Отличительной чертой жилищного строительства Хельсинки была конкуренция, возникавшая между архитекторами и строителями-подрядчиками, которые в начале XX в. спроектировали значительную часть жилых зданий города.» В то время это было характерно не только для финской столицы – по крайней мере в Петербурге ситуация была схожая: так, в справочнике «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века» под фамилиями авторов построек часто встречается: «техник», «инженер-техник», «военный инженер».

Текст и фотографии – автора.
Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru