общий вид. фото 1900-х годов

Дом «Навигатор»

Арх. Харальд Неовиус
Хельсинки,  Этеляйнен Макасиининкату, 4 – Юнионинкату, 12
1903 – 1905

общий вид. современное фото капитель углового пилона

Фирма "Навигатор" занималась оснасткой кораблей. Дом, который принадлежал компании, находится недалеко от порта, и до того, как этот район был застроен многоэтажными домами, из окон верхних этажей открывался великолепный вид на гавань.

К сожалению, не знаю, кто автор скульптуры – с превеликим искусством в капитель углового пилона вписаны четыре орла. По другим сторонам проемов им отвечают такие же.

Стоит сказать несколько слов о помещенной здесь фотографии начала 20-го века. В 1904-1908 гг. Нильс Васашерна (не знаю, кем он приходится братьям-архитекторам Кнуту и Георгу Васашерна – может быть, еще один брат?) издавал альбомы с фотографиями новой финской архитектуры. Альбомы под заглавием "Новая архитектура Финляндии: фасады и интерьеры" имели предисловие на четырех языках – шведском, финском, немецком и французском, и были посвящены жилой и общественной архитектуре Гельсингфорса, Тампере и Виипури (Выборга). Свою задачу – ознакомить Европу с архитектурой финского национального романтизма они выполнили, более того, они оказались незаменимы при определении первоначального вида здания – до перестроек, утери декора или изменении интерьеров. Таким образом, по прошествии многих лет для искусствоведов и реставраторов эти фотоальбомы явились ценнейшими документами.

У нас в то время тоже издавалось нечто подобное. Наш "Нильс Васашерна", Андрей Оль (работавший, кстати, у Сааринена и Линдгрена), в 1914 г. выпустил альбом с фотографиями построек Федора Лидваля. До сего времени это лучшие фото лидвалевских домов – и по качеству снимков, и по степени сохранности снимаемого. Фотографируйте современные дома сейчас, как только они построены!

В данном случае сравнение старой и новой фотографий заставляет говорить об искажении авторского замысла в угоду меркантильному увеличению жилплощади. Ради надстройки мансардного этажа на углу дома разобрана кровля сложной формы, и заменена на двускатную с псевдобарочным щипцом. В итоге утрачена характерная для национального романтизма башня, огрублён силуэт, выхолощена композиция фасада.

Текст и цветные фотографии – автора, чёрно-белое фото – из книги: Moorhouse, Jonathan; Carapetian, Michael; Antola-Moorhouse, Leena. Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915. – Helsinki: Otava, 2002.
Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru