общий вид

Пожарное депо

Арх. Виви Лённ
Тампере,  Сатакуннанкату, 16
1908

фасад разрез план генплан перспектива угловой части

Виви Лённ – единственная женщина, чья постройка представлена на этом сайте. О ней стоило бы рассказать подробнее (как и вообще о женщинах в архитектуре), но это вышло бы за рамки статьи. Поэтому остановимся всё-таки на её постройке, а желающих узнать больше о личности и творчестве архитектора отсылаю к текстам на английском:
 • Обширная биографическая статья на www.kansallisbiografia.fi. Автор – Ренья Суоминен-Кокконен Чтобы все буквы в статье отображались нормально, следует выставить кодировку: Вид > Кодировка > Балтийская Windows (для Internet Explorer'а).
 • Её же статья «Finnish Women Architects of the Early Twentieth Century».
 • Статья Арнольда Лербера о постройках Лённ в Ювяскюля.
 • Статья безымянного автора.
 • И, наконец. сайт, обнаруженный после других (видимо, закончен совсем недавно), в котором есть все эти ссылки, а также полный список проектов; фотографии построек, включая интерьеры; список литературы, включающий журнальные публикации и даже неопубликованные работы; а ещё рисунки и страницы из путевых дневников Лённ. Более чем приятная неожиданность! Лучше, пожалуй, её творчество и не преподать: «Wivi Lönn, architect».

Конкурс на постройку городского пожарного депо проводился в 1905 году. Победа в этом творческом состязании – не первая для Лённ: в 1902 году она получила первую премию за проект школы Алексантери (Aleksanterin koulu). Не первая и не последняя, но так получилось, что здание депо, построенное в 1908 году, стало самым известным её произведением.

Здание прежде всего очень хорошо посажено на участке. Форма участка – неправильный пятиугольник. Улицу Сатакуннанкату и проспект Лапинтие, сходящиеся под тупым углом (на генплане это левый нижний угол), соединяет широкая дуга корпуса для пожарных подвод. Она делит участок на две части: перед главным фасадом образуется тренировочный плац симметричной формы, на заднем дворе рукой архитектора намечен эллипс конного манежа. Эту дугу со стороны Сатакуннакату замыкает корпус административно-бытовых помещений, в точке соединения взлетая стройной каланчой. Асимметрия композиции оправдана тем, что Сатакуннанкату – более ответственная в градостроительном отношении магистраль: здесь она продолжение моста, одного из двух, в то время соединяющих берега Таммеркоски.

При всех планировочных достоинствах, архитектура здания не кажется глубоко выстраданной: например, построенная башня (на рисунке фасада она другая) очень напоминает башню "Виттреска". Но в целом придраться не к чему – и по композиции, и по массам, и по использованию материалов: камня разных фактур, штукатурки, кровельного железа – всё очень продумано и деликатно. В здании были применены железобетонные конструкции (13), причём расчётами Виви занималась сама.

В 1921 году здание было перестроено для использования автомобилей вместо лошадей, и надстроено на один этаж (архитектор Бертель Стрёммер). К этому времени Виви Лённ жила и работала в Ювяскюля.

В 1980-х здание было реконструировано ещё раз, со стороны двора к нему пристроили новый корпус. Оно до сих пор используется по назначению.

Текст и фотографии – автора, проект фасада, план, генплан, разрез – из книги: Mukala, Jorma. Metso, Voima, Tuulensuu. Tampereen arkkitehtuuria. – Tampere, 1999.

Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru