общий вид

Здание страховой компании «Похьола»

Арх. Гезеллиус – Линдгрен – Сааринен
Хельсинки,  Алексантеринкату, 44 – Миконкату, 3
1899 – 1901

рельеф над порталом рельеф над порталом оформление портала
1-й вариант фасада план разрез
2-й вариант фасада. Акварель - Элиэль Сааринен лестница лестница дверь лифта операционный зал

Ещё один шаг в сторону национального романтизма на рубеже веков.

Несмотря на то, что одёжки здесь новые, идейные, по сути: по структуре фасадов, по их строго осевому вычерчиванию, по пропорциям окон – это эклектичный дом. Конечно, нельзя не оценить фантазию авторов в декоре сооружения – тут тебе и мишки, и белочки, и шишечки, и уродцы всякие, и всё это "одето камнем" – суровым и северным (недаром контора называлась Pohjola – "север" по-фински). Но от всего этого нагромождения за версту веет коммерцией, а северные декорации нужны здесь для того, чтобы обыграть название компании.

Всё же, и для финского модерна в целом, и для бюро Сааринен-Гезеллиус-Линдгрен в частности, это весьма значимая постройка. И время, и средства располагали к тому, чтобы разработать если не композиционную, то хотя бы декоративную основу национального стиля, вслед за несколько неопределённым финским павильоном парижской выставки 1900-го года. Весьма вероятно, что эта постройка воспринималась как программная, что должно было сказаться на количестве заказов для бюро. Можно ещё предположить, что архитекторы нащупали здесь опору в своих исканиях, точку, от которой можно идти дальше – вслед за "Похьолой" последовала брутальная вилла "Виттреск" и ряд жилых домов, в которых стиль обрёл чистоту и силу, избавившись от избыточности, как следствия комплекса становления.

Поиск шёл и по ходу проектирования этого объекта. Так, сравнивая два варианта фасада, можно заметить, как завершение башни в виде эклектичного барабана на колоннах сменяется модной "нахлобучкой" истинно нордического духа.

Из особенностей этого дома можно отметить ещё то, как по контрасту с плоскостными, хотя и декоративными, фасадами неожиданно пластичен оказывается интерьер, особенно – криволинейная парадная лестница. Две служебные лестницы своей конфигурацией также разрушают жесткую ортогональность плана.

Текст, фотографии общего вида и фрагментов – автора, 1-й вариант фасада, план, разрез, фотографии интерьеров – из книги: Moorhouse, Jonathan; Carapetian, Michael; Antola-Moorhouse, Leena. Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915. – Helsinki: Otava, 2002, 2-й вариант фасада – из книги: Architecture 1900: Stockholm, Helsinki, Tallinn, Riga, St Petersburg. Exhibition catalogue. Tallinn, 2003.

Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru