вид с юга

Кафедральный собор города Тампере

Арх. Ларс Сонк
Тампере, Туомиокирконкату, 3.
1902 – 1907

вид из ворот на портал южного фасада южный портал фрагмент южного фасада
план фрагмент северного фасада вид с северо-востока ризница и алтарная стена с витражным окном

Конкурс на проект "новой Евангелической церкви в городе Тампере" был объявлен 7 ноября 1899 г., окончательной датой представления работ было назначено 31 октября следующего года.

Проект Сонка под девизом "Этернитас" (aeternitas (лат.) – вечность) получил первую премию. Всего было подано 23 проекта, 2-е и 3-е места заняли проекты бюро Грана, Хедмана и Васашерны.

Проект-победитель отличали живописность силуэта и продуманность плана – например, скамьи для прихожан расположены так, чтобы с любого места можно было видеть и слышать священника, две массивные колонны не заслоняли вида на алтарь, так как от них лучами шли диагональные проходы.

Проект был готов к декабрю 1901 года. Он предусматривал, помимо церкви, строительство еще нескольких небольших зданий, в соседстве с которыми, по мнению автора, здание церкви должно было лучше смотреться. Задуманный ансамбль не был осуществлен, была построена только церковь с оградой.

Строительство началось в апреле 1902 года. По рекомендации Сонка строительным мастером (по-нашему – ГИП-ом и одновременно руководителем стройки) был назначен инженер Хейкки Каартинен из Хельсинки, а архитектором по надзору за строительством – Биргер Федерлей, ранее работавший с Сонком.

Гранит был заказан у фирмы "Кивилоухимо" из Уусикаупунки. Камень везли из Мессикюля и Куру на баржах, а самые большие глыбы, весом 10-15 т. – на лошадях из Пинсиё. Обработан гранит по разному: стены из грубооколотого камня, порталы, ступени и цоколь – из пиленого, отполированы только некоторые детали алтаря, в частности, перила.

Весной 1904 года начались работы по кровле. Стальной каркас для главного шпиля изготовило акционерное общество "Tampereen Rautateollisuus" ("Металлическая промышленность Тампере"). Высота главного шпиля – 64 м., среднего – 43 м., меньшего – 38 м. Для покрытия кровли в Юлистаро была заказана специальная плитка.

Работа над интерьерами началась с установки гранитных колонн и выкладывания свода 16х16м, сооружение которого было связано с преодолением немалых трудностей.

Интерьер церкви украшен фресками и картинами. Фрески и картины на тему Апокалипсиса (церковь посвящена Иоанну Богослову) выполнил художник Хуго Симберг. Автор алтарной фрески "Воскресение" и витража в алтарном окне – живописец Магнус Энкель.

Работы по дереву (двери, скамьи) велись АО "Тампереен Хёюрюппуусеппя", резьбу по камню выполняли мастера из Эстонии Николай Андреев и Ламберт Кайванто, ручки и другую фурнитуру из меди отливал кузнец Таави Малин.

Орган на 50 регистров изготовил в Лахти мастер Альбанус Юрва. В 1929 г. органная мастерская из Кангасала добавила 18 регистров. Этот инструмент считается лучшим в Финляндии "романтическим" органом (не знаю, правда, что имеется в виду – принадлежность к периоду "неоромантизма" или "романтическое" звучание).

Три медных колокола для звонницы архитектор Йозеф Стейнбек купил в Германии, в литейной мастерской Франца Шиллинга.

Далее авторы:
церковной утвари – Эрик О.В. Эрнстрём;
орнаментов, вырезанных по дереву и награвированных на меди – Вальтер Юнг;
светильников – Макс Фриландер;
мебели в ризнице и в подвальной комнате для собраний – Ларс Сонк.

Храм производит впечатление не только архитектурой, но и всем своим убранством (налицо, как принято было говорить в советском искусствоведении, "синтез искусств"). Задействовано в этом впечатлении не только зрение, но и слух – в здании замечательная акустика. Как пишет Паула Кивинен, "в этой церкви послание Христа определенно доходит до слушателя."

Строительство, продолжавшееся пять лет и три с половиной месяца, было завершено весной 1907 года.

Освятил церковь 19 мая того же года епископ Герман Роберг из епархии Порвоо.

В 1924-м году, когда была образована епархия Тампере, церковь св. Иоанна стала собором.

Пятилетний труд лучших мастеров страны воплотил самое ценное из того, что вобрал из прошлого или открыл заново национальный романтизм. Собор св. Иоанна – не только гордость Тампере, но и, по распространенному мнению, главный памятник этого стиля в Финляндии.

Фотографии – автора, текст – автора, по материалам книги: Lars Sonck, 1870-1956, arkkitehti; Lars Sonck, 1870-1956, Architect. Suomen rakennustaiteen museo. Helsinki 1981, план – из книги: Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. – М.: Стройиздат, 1990..
Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru