проект главного фасада

Финский Национальный театр

Арх. Онни Тёрнквист (Тарьянне)
Хельсинки,  Вилхонкату, 11 – Ляхтинен Театтерикуйя, 1 – Итяйнен Театтерикуйя, 2
1899 – 1902

проект бокового фасада разрез план
главный фасад фрагмент главного фасада фрагмент главного фасада фрагмент бокового фасада

Издалека кажется, что это – произведение не архитектуры, а декоративно-прикладного искусства, наподобие резных шкатулочек, характерных для конца 19-го века. Подойдя поближе, упрекаешь себя за легкомыслие и воздаёшь должное труду строителей, донесших до нас через 100 лет представление финнов о том, каким должен быть национальный театр.

Можно пробовать искать аналоги, пытаться откопать истоки форм – в предшественниках и странах, но меня лично это интереcует меньше всего. Важен результат. Идеологическая и культурная ценность здания несомненны. Сложнее определить его градостроительное значение.

Осложняется эта задача тем, что, по сути, эта пышность и яркость неороманского стиля с национальным оттенком оказалась не поддержана соседями по площади. Все окружающие здания аскетичнее в отделке и темнее по тону, включая более ранний музей «Атенеум», не говоря уже о тех, что ближе к нам по времени. Здания вокзала, в конкурсном проекте 1904 года решённые Саариненом в одном стиле с театром, и даже соединённые с ним арочным мостом, в окончательном варианте стилистически и масштабно оказались чужды более ранней постройке. В итоге театр смотрится на площади как-то «плюшево», и, в общем-то хорошая по архитектурному качеству постройка смотрится неуместной игрушкой.

Немного мутновата история этого проекта. Как сообщает справочник «Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915» *, инициатором строительства выступило основанное в 1869 году Финское Общество (Suomalainen Seura). В 1897-м был приобретён участок на северной стороне вокзальной площади. Тогда же, как я понял из финского текста, Тёрнквист представил эскизы своего видения того, каким должен быть театр. В следующем, 1898-м году был объявлен конкурс на проект здания, и к январю 1899 года было получено 14 проектных предложений. Первую премию получил студент Политехнического Ярл Эклунд, вторую – бюро Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен (их проект под девизом «Стелла» опубликован в 9-м номере журнала «Arkkitehti» за 1967-й год и в книге о Сааринене **. Тем не менее, для реализации был выбран проект Онни Тёрнквиста.

О самом здании: зал был рассчитан на 1100 мест, видимость, акустика, а также отопление и освещение были на самом высоком уровне, заслужившем громкое восхищение современников. Фойе было обставлено мебелью знаменитой фабрики «Ирис», там же находились витражи (или роспись по стеклу – не знаю, как точнее перевести) Элиэля Сааринена. Каковы интерьеры сейчас, не имею понятия – фотографий нет, а внутрь, увы, не заходил.

Текст и фотографии – автора, проекты фасадов, план, разрез – из книги «Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915» *

* Moorhouse, Jonathan; Carapetian, Michael; Antola-Moorhouse, Leena. Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915. – Helsinki: Otava, 2002.
** Hausen, Marika; Mikkola, Kirmo; Amberg, Anna-Lisa; Valto, Tytti. Eliel Saarinen: projects 1896-1923 – Cambridge: The Mit Press, 1990.

Copyright © 2003-2005 Александр Мамлыга | mamlyga@narod.ru